Духовную жизнь села и района нельзя представить без церкви, мечети и школы. В начале века и у нас действовало более 20 мечетей, а в таких селах, как Ахмет, Бакай, Расмекей, Старые Тукмаклы их было по две. У православных было более 10 церквей, а в деревнях Ахлыстино, Новобаскаково, Старобаскаково, Безводово, Кувыково, Воецкое, Киринево, Петропавлово, Медведерово и Топорнино также действовали церковно-приходские школы. В деревнях Толбазы и Карача-Елга существовали мектебе; в Старогумерово и Новомуртазах – медресе. Мектебе содержались в основном на средства родителей, а руководило ими местное духовенство .Обучение в них вели муллы и хэльфэ. Возрастной состав учащихся (шакирдов) не был однороден: среди них можно было встретить и маленьких детей и взрослых мужчин. Так как общежитий не было, учащиеся жили в помещениях самих мектебе. Условия в них были крайне антисанитарные. Занятия в мектебе начинались в октябре и заканчивались в апреле. Так как не было строго выработанной программы, учебников и учебных пособий - учение состояло в зубрежке текстов корана и других религиозных книг на арабском языке. В подобные «учебные заведения» принимали только мальчиков, лишь немногим из девочек выпадало «счастье» обучаться на дому у жен мулл. В медресе продолжительность обучения была больше. Многие из них содержались на благотворительные средства местных богачей. В начале века в Топорнино была построена вторая церковь - семиглавая Введенская (здание бывшего кинотеатра).
В селе также действовало училище от земства, где детей обучали Евгения Курочкина и Клавдия Лебедева, а Закон Божий преподавал Василий Щитов. Всего учащихся школы за 1888 год было 85, из них 53 мальчика и 32 девочки. К этому времени уже функционировали Ахметовская школа (с 1841 –го), Старотукмаклинская (с 1866-го года), а миссионерская школа в Канлах начала работу с 1895 года.
Историю создания Бакаевкой школы подробно повествует известный журналист Ахлям Валиев: "... в конце XIX века царское правительство ощутимо начало проявлять озабоченность о строительстве и открытии в деревнях, где проживает мусульманское население, школ, где велось бы обучение по новой методике..." Эти задачи возлагались на земство. В таких школах предусматривалось обучение детей на русском языке письму и чтению, арифметике, географии и истории, а также обучение родному языку.
В 1901 и 1902-х годах представители земства приехали в деревню Бакай с намерением открыть школу. Но население не приняло этих нововведений и поддержало отказ местных религиозных деятелей. Жители думали, что все это приведет к переходу в христианскую религию и крещению. Только лишь в 1903 году, благодаря активной разъяснительной работе волостных служащих среди населения, было получено разрешение на открытие школы в д. Бакай.
Земская управа Уфимской губернии сообщала директору народных училищ: «... имею честь донести Вашему Превосходительству, что Бакаевское училище открыто 15-го сего ноября, при чем поступило въ него 35 мальчиков-магометанъ: училище относится къ типу обычных одноклассныхъ, русско-башкирскихъ начальныхъ школь...».
Раз есть «шкул», подыскали и учителя. Им оказался паренек из деревни Сафар Чишминского района Исламетдин Байбурин. Он был грамотным мугаллимом, очень внимательным к людям, среди населения пользовался большим авторитетом, уважительно относился к детям и их родителям, учил ребятишек читать и писать на русском языке.
По религиозным вопросам ежедневно по одному часу с детьми занимался мулла Шахизихан Абдулхаеров. Он преподавал такие предметы, как Коран, Йман шарты, Афтияк, воспитывал у молодого поколения любовь и уважение к исламской религии. В 1904-1905 учебном году учителем был назначен брат мугаллима Мусавир Байбурин.
Церковно-приходские школы не имели своих зданий, только в 1911-1914 годах земством были построены здания в Тарабердино, Кувыково, Старобаскаково, Ахметово, Камышлы, Шарипово, Калтаево и Топорнино. В деревне Толбазы учитель Зариф Еникеев, в Старогумерово - Гиндулла Рахимов, в Калтаево - Гаугар Галина и ряд других стремились привлечь в школу больше учащихся, обеспечивали их учебниками. В деревне Калтаево перед революцией в школах обучалось уже более 120 учащихся.
21 декабря 1918 года был подписан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 31 мая 1918 года Народный комиссариат просвещения опубликовал постановление о ведении совместного обучения учащихся обоего пола. Это постановление имело огромное значение по раскрепощению женщин. Все силы были направлены на ликвидацию неграмотности среди населения.
По существующей с 1918 года системе, школы делились на две ступени: первая ступень – начальная, с четырехлетним обучением; вторая ступень - с пятилетним сроком обучения. До 1921 года в районе существовали только школы первой ступени. В 1921 году в Топорнино была открыта школа – девятилетка. Здесь обучалось 200-250 учащихся, в основном были русские и только небольшая часть татары. Основная часть учащихся были дети зажиточных слоев населения. Только после 1927-1928 годов основную массу учащихся стали составлять дети крестьян и служащих. За годы существования Топорнинская школа выпустила 200-220 учителей начальных классов и счетно-бухгалтерских работников. В школе работал сплоченный коллектив: директор М. И. Иванов, А. С. Калева, В. А. Абрамов и др.
В 1930 году на базе 1-7 клссов школы-девятилетки была открыта школа колхозной молодежи. Школу возглавлял директор Г. М. Новичков. Длительное время учителями работали Р. А. Солдатова , А. С. Калева, С. Д. Давлетова, А. Д. Общин, П. М. Рябов, Н. К. Трусков, В. А. Головин и другие.
В 1932 году была завершена задача введения всеобщего начального образования, были созданы реальные предпосылки для перехода ко всеобщему семилетнему и восьмилетнему обязательному обучению детей. Сформировалась следующая сеть школ: школ первой ступени было 103, в том числе башкирских - 9, татарских – 62, русских - 24, прочих-8. В них обучалось 9764 учащихся и работало 248 учителей, которые вели огромную работу по ликвидации неграмотности. Была создана сеть школ, где обучалось взрослое население до 50 лет. Несмотря на то, что Великая Отечественная война наложила свой отпечаток на деятельность школ , сеть школ района продолжала развиваться. Например, с 1942 по 1946 год количество начальных школ с 48 выросло до 52, число учащихся с 7266 достигло 8827, отсев учащихся с 413 сократился до 27. В военные годы успеваемость составляла 79-90%, в 1943-1944 учебном году 97%, к таким школам относятся Ахлыстинская, Гришнинская, Нижнесаитовская, Асановская, Бакаевская школы.
В 1949 году повсеместно было введено всеобщее семилетнее образование. Начальные школы в Новобаскаково, Тарабердино, Кушнаренково были реорганизованы в семилетние, Шариповская семилетняя – в среднюю, открыты три начальные школы. Таким образом, количество школ в районе достигло 78, а учащихся в них стало 10253. Число учителей с 350 в 1946 году возросло до 429. В учебные планы начальных классов включаются уроки труда, в 5-7 классах – работа на пришкольных учебно-опытных участках, и в учебных мастерских, в 8-10 классах – практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике.
С 1949 по 1959 год заметно укрепилась материально техническая база школ района. В порядке общественной инициативы за счет средств колхозов, совхозов и других шефствующих организаций были оборудованы учебные мастерские, интернаты и т. д. Строительство интернатов при школах способствовало успешному осуществлению семилетнего обучения и расширению среднего образования в районе. И с 1959 года началась кропотливая подготовительная работа по переходу к восьмилетнему обучению. К концу 1962-1963 учебного года семилетние школы перестали существовать, и был полностью завершен переход на обязательное восьмилетнее обучение. Во-первых, серьезные изменения, произошедшие в материальной базе за последние годы, создали необходимые условия для перехода ко всеобщему среднему образованию. Во-вторых, росла потребность народного хозяйства в кадрах со средним образованием. В-третьих, в подавляющем большинстве семей достаток настолько возрос, а польза образования стала настолько очевидна, что родители материально и психологически были готовы дать своим детям возможность учиться до 17-18 лет, то есть до получения среднего образования. Этот переход имел огромное политическое, культурное и хозяйственное значение. И в 1967-1968 учебном году по району план приема в IХ классы был выполнен на 90%. Сложилась единая система непрерывного образования. Развернулось строительство средних и восьмилетних школ, детских садов и пришкольных интернатов.
За 1970-1985 гг. возведены здания средних школ в населенных пунктах Старые Тукмаклы, Иликово, Калтаево, Карача-Елга, Байталлы, Кушнаренково, Первушино, Шарипово, Старокурмашево, Султанаево, Старые Камышлы. Возросло число учебных кабинетов, учебных мастерских, отдельных рабочих комнат для занятий по труду, спортзалов, организовано горячее питание, количество школ в районе достигло до 50 и обучающихся в них стало более 4000.